Помощь педагогам

Взаимодействие педагога социального с субъектами профилактики в рамках реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

24.05.2022
развернуть

Взаимодействие педагога социального с субъектами профилактики в рамках реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

 

         Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП). Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в СОП, включающий выявление детей, находящихся в СОП, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребёнка, взаимодействие органов и организаций, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов детей, проводить работу с семьёй при реализации мероприятий, направленных на устранение причин социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

         Данное Положение является практикоориентирующим документом, определяющим цель, задачи, содержание, формы работы государственных органов и иных организаций по защите прав и законных интересов детей, находящихся в СОП, и направлено на их социальную  реабилитацию.

         Согласно постановлению № 22 и Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию, утверждённым 01.10.2019 г. А.В.Кадлубаем, государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку и осуществляют реализацию мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки – при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

         На заседании координационного совета (далее – КС) принимается решение о признании несовершеннолетних в данной семье находящимися в СОП. Дети вместе с родителями вносятся в базу учёта, утверждается перечень мероприятий, направленных на устранение причин и условий, повлекших создание социально опасного положения для несовершеннолетних. О принятом решении КС информирует заинтересованные субъекты профилактики, с момента поступления выписки из протокола заседания КС, субъекты профилактики приступают к реализации мероприятий в рамках своей компетенции.

Сложность: Со дня поступления первичной информации о факторах неблагополучия для несовершеннолетних в семье до дня получения субъектами профилактики выписки из протокола КС с принятым решением и комплексом мероприятий касаемо рассматриваемой семьи порой проходит довольно длительный период времени (до 1 месяца). За это время ситуация в семье может значительно измениться (родители устранят факторы социально опасного положения, либо семья сменит место жительства), в таком случае рассмотрение положения дел в семье на заседании КС будет запоздавшим, а принятое решение, как и сами мероприятия, может оказаться неактуальным.

         Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки строго разграничены между ответственными субъектами профилактики (органами и организациями), которые в пределах своей компетенции обязаны реализовывать их в установленный срок, о чём впоследствии предоставлять информацию в адрес КС (каждые 3 месяца).

         Предложения о мероприятиях формируются ещё в процессе социального расследования и обусловлены характером критериев и показателей социально опасного положения детей.

Сложность: Как показывает практика, не все субъекты профилактики в должной мере выполняют свою профилактическую работу с семьёй, и информацию в КС о результатах реализации мероприятий предоставляют крайне скупо либо вовсе не предоставляют, в связи с чем невозможно объективно оценить выполнение или невыполнение мероприятий, принять актуальное решение и предпринять эффективные меры в отношении конкретной семьи.

         В ходе работы с семьёй, со стороны каждого субъекта профилактики должно быть обеспечено взаимодействие с родителями. Прежде всего, необходимо принять меры по обеспечению безопасности детей в семье, изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. Целесообразно привлечение к работе с семьёй психолога, поскольку в каждом частном случае члены семьи нуждаются в психологической помощи и коррекции. Психолог проводит индивидуальную диагностику, индивидуальную и групповую коррекцию.

         В целях эффективности работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении, мероприятия по устранению критериев и показателей СОП нужно включать только индивидуальные коррекционные меры, исходя из каждой конкретной ситуации в семье.

         При работе с семьями, где дети находятся в социально опасном положении, в компетенцию учреждений образования входит:

- создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;

- оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки детям и их родителям;

- осуществление контроля за условиями проживания, содержания и воспитания детей;

- проведение бесед и консультаций с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности, правовое просвещение.

         В ходе работы с семьёй, где дети находятся в СОП, кроме взаимодействия непосредственно с родителями, педагог социальный много контактирует с иными заинтересованными субъектами профилактики. Обычно это делает грамотный, ответственный специалист, в целях проведения более качественной и эффективной работы, ведь этого можно достичь только владея более полной информацией о семье, более разносторонними сведениями. Взаимодействуя с медицинскими работниками по месту жительства семьи, педагог социальный может владеть информацией о том, каково фактическое отношение родителей к обязанностям по уходу за своими детьми в плане их лечения, диагностики и реабилитации, насколько ответственно выполняют родители медицинские рекомендации, ведь сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач каждого родителя.

         В случае присутствия в семье серьёзных жилищно-бытовых проблем, наличие которых создаёт неудовлетворительные условия проживания детей, учреждение образования, и в частности педагог социальный, при взаимодействии с сельисполкомом либо сельскохозяйственной организацией по месту жительства семьи, с учреждением-местом работы родителя может оказать содействие родителям в решении таких вопросов. Например, в случае отсутствия удовлетворительных жилищных условий детей, можно сообща организовать и реализовать такое важное дело как предоставление семье другого жилого помещения. Это может быть общежитие, социальное жильё от организации-работодателя, арендное жильё, предоставляемое по договору найма, и другие варианты, не противоречащие законодательству.

         Подобные ситуации неоднократно возникали в практике социально-педагогического центра, и благодаря активной позиции специалиста, неравнодушию со стороны субъектов профилактики, оперативности и грамотном подходе к проблеме, все случаи благополучно разрешены, каждая из семей с детьми, признанными находящимися в СОП, сменила негодное жильё на удовлетворительное, то есть получила либо комнату в общежитии, либо другое жилое помещение по договору найма от местного сельского хозяйства или сельисполкома. Впоследствии, проживая в нормальных жилищных условиях, детям и их родителям уже гораздо легче справляться с иными факторами семейного неблагополучия и устранять показатели социально опасного положения.

         В последние годы укрепилась тенденция по взаимодействию учреждений образования и РОВД, ЖКХ, электросетей. Так, в учреждения образования ежеквартально поступает информация о лицах, состоящих на учёте в правоохранительных органах в связи с совершением правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых отношений (фактами домашнего насилия). Педагог социальный в ходе мониторинга списков данных лиц изучает полученные сведения, выявляет семьи, где совместно с подучётными гражданами проживают несовершеннолетние, анализирует положение детей в таких семьях, и, в случае наличия фактов вредного влияния со стороны члена семьи на детей, организовывает и проводит социальное расследование. Так, в практике социально-педагогического центра неоднократно по итогам социального расследования в отношении таких семей были выявлены критерии и показатели социально опасного положения и дети были признаны находящимися в СОП.  

         Жилищно-коммунальное хозяйство, энерго- и газоснабжающие организации так же периодически направляют в учреждения образования информацию со списком лиц, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Педагог социальный проводит работу, направленную на выявление семей должников, где проживают несовершеннолетние дети, выходит на связь с этими семьями, проводит беседы и консультации на предмет необходимости своевременной оплаты ЖКУ и недопущения образования задолженности. Увы, и такая функция возложена на педагога социального. Делается это в целях выявления семей, где проживают лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, по причине чего игнорируют оплату жилищно-коммунальных услуг, а также в связи с чем в семье может существовать неблагоприятная для детей обстановка.

         В ходе реализации мероприятий и в работе с семьями особо тесное взаимодействие существует между учреждениями образования. Если в семье имеется несколько детей, признанных находящимися в СОП, но посещающих разные учреждения образования (ясли-сад, школа, не организованные), педагоги социальные организовывают совместные посещения семей, делятся свежей, актуальной информацией в отношении семьи, что значительно влияет на качество работы с семьёй и даёт более эффективные результаты.

         Необходимо помнить, что социальный педагог не администратор, раздающий указания, не контролер, выявляющий всевозможные негативы и сигнализирующий о них по инстанциям. Социальный педагог учреждения образования – специалист, компетентный в вопросах осуществления психолого-педагогических подходов в различных условиях и ситуациях, к различным категориям индивидов, групп и коллективов, способный грамотно подойти к проблеме, добиться ее правильного понимания и должного восприятия имеющих к ней отношение, способный при необходимости организовать осознанное участие в разрешении проблемы ребенка его заинтересованных близких, соответствующих профессионалов и должностных лиц.          Одним из главных результатов работы социального педагога – улучшение морально-психологического состояния ребёнка, снижение отрицательных влияний на него, социальная реабилитация его ближайшего окружения.

 

Педагог социальный

ГУО «Социально-педагогический

центр Пинского района»                                                       А.В.Кондратюк    

 

май 2022 г.

свернуть

Планирование и документирование психолога–педагогического сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении

04.01.2021
развернуть

Перечень документов учетно-профилактического дела несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении:

  1. Титульный лист
  2. Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении.
  3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
  4. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
  5. Выписка из протокола заседания КС.
  6. Педагогическая характеристика.
  7. Психологическая характеристика.
  8. Коррекционная карта.
  9. Выписка из психологического заключения.
  10. Индивидуальная диагностическая карта.
  11. Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятных для детей обстановки.
  12. Ежеквартальные отчёты о проделанной работе с семьёй и выполнению мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятных для детей обстановки.
  13. Копии запросов, ходатайств, постановлений КС.
  14. Переписка с заинтересованными сторонами, иная информация, свидетельствующая о проделанной работе по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  15. Результаты изучения близкого окружения ребенка (Ф.И.О. возраст, родственные связи, адрес и телефон).
  16. Иные сведения необходимые для оценки положения детей в семье (при необходимости).

Перечень документации педагога-психолога

  1. Должностная инструкция.
  2. График работы.
  3. План работы на четверть (месяц /семестр/полугодие).
  4. Документы сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, психолого-педагогическая диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. При реализации диагностического направления специалисты хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, информацию по итогам проведения исследований.
  5. Журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности:

– профилактической и просветительской;

– групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

– диагностической работы

  1. Психологические характеристики.
  2. Психологические заключения.
  3. Протоколы диагностических обследований, бесед и др.
  4. Карта (история развития).
  5. Коррекционная карта .
  6. Отчеты и аналитические материалы о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.
  7. Перечень психологических методик используемых в работе.

  В Пинском районе по состоянию на 16.08.2019 года в социально опасном положении находятся 57 несовершеннолетних, воспитывающихся в 24 семьях. Для обеспечения целенаправленной квалифицированной поддержки детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, деятельность педагога - психолога ориентирована на достижение следующих основных целей:

 - реализация права несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение своевременной квалифицированной психолого- педагогической помощи;

- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, социальная реабилитация, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;

- оказание психолого-педагогической помощи родителям, усыновителям, опекунам и попечителям в разрешении сложных жизненных ситуаций.

 Поэтапное достижение целей, стоящих перед педагогом-психологом предполагает выполнение следующих задач:  

- организация индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и нуждающимся в социальной реабилитации;

- психолого-педагогическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала;

- психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;

- профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.

  Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, включает:

  1. Диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с несовершеннолетними:

а) выявление состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития, оптимизация данных показателей;

б) коррекция нарушений психологического здоровья ребенка;

в) психологическое просвещение, повышение уровня психологической культуры (развитие навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, целеполагания);

г) восстановление или формирование конструктивных детско-родительских отношений.

  1. Диагностическую и консультативную работу с членами семьи несовершеннолетнего, другими значимыми для него взрослыми:

а) диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций;

б) консультирование родителей, направленное на личностный рост, отработку негативных семейных традиций, психолого-педагогическое просвещение, формирование продуктивного воспитательного взаимодействия с детьми, выработка соответствующих рекомендаций;

в) консультирование других значимых для несовершеннолетнего взрослых с целью расширения возможностей реабилитации семьи.

  1. Консультативную работу с педагогами:

а) выработка рекомендаций для продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком;

б) консультации по актуальным вопросам взаимодействия с ребенком и его семьей.

   Алгоритм работы педагога-психолога  с семьей, дети которой находиться в социально-опасном положении:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

2-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

3-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

4-й-этап: изучение личностных взаимоотношений в семье.

5-й этап: непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь.

6-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

  Этапы психологической помощи несовершеннолетним, признанным находящимся в социально опасном положении:

1-й этап: диагностика индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, определение психофизиологического состояния, исследование внутрисемейных взаимоотношений, микроклимата семьи, определение уровня тревожности, изучение интересов и склонностей детей, их статуса в группе сверстников, определение уровня враждебности и агрессии, изучение уровня готовности (склонности) несовершеннолетних к реализации различных форм отклоняющегося поведения

2-й этап: выработка рекомендаций на основании результатов диагностических данных для педагогов, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

3-й этап: проведение тренинговых и коррекционных занятий по развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений.

   Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи – сохранение ребенка в семье.

     Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка. Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.

Генюш С.Г., педагог-психолог ГУО "Социально-педагогический центр Пинского района"

свернуть
2021
июнь
4 июня, пятница

Памятка по сопровождению ДДСТ, ПС.

подробнее...