Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Социально-педагогический центр Пинского района»
Взаимодействие педагога социального с субъектами профилактики в рамках реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП). Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в СОП, включающий выявление детей, находящихся в СОП, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребёнка, взаимодействие органов и организаций, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов детей, проводить работу с семьёй при реализации мероприятий, направленных на устранение причин социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Данное Положение является практикоориентирующим документом, определяющим цель, задачи, содержание, формы работы государственных органов и иных организаций по защите прав и законных интересов детей, находящихся в СОП, и направлено на их социальную реабилитацию.
Согласно постановлению № 22 и Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию, утверждённым 01.10.2019 г. А.В.Кадлубаем, государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку и осуществляют реализацию мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки – при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.
На заседании координационного совета (далее – КС) принимается решение о признании несовершеннолетних в данной семье находящимися в СОП. Дети вместе с родителями вносятся в базу учёта, утверждается перечень мероприятий, направленных на устранение причин и условий, повлекших создание социально опасного положения для несовершеннолетних. О принятом решении КС информирует заинтересованные субъекты профилактики, с момента поступления выписки из протокола заседания КС, субъекты профилактики приступают к реализации мероприятий в рамках своей компетенции.
Сложность: Со дня поступления первичной информации о факторах неблагополучия для несовершеннолетних в семье до дня получения субъектами профилактики выписки из протокола КС с принятым решением и комплексом мероприятий касаемо рассматриваемой семьи порой проходит довольно длительный период времени (до 1 месяца). За это время ситуация в семье может значительно измениться (родители устранят факторы социально опасного положения, либо семья сменит место жительства), в таком случае рассмотрение положения дел в семье на заседании КС будет запоздавшим, а принятое решение, как и сами мероприятия, может оказаться неактуальным.
Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки строго разграничены между ответственными субъектами профилактики (органами и организациями), которые в пределах своей компетенции обязаны реализовывать их в установленный срок, о чём впоследствии предоставлять информацию в адрес КС (каждые 3 месяца).
Предложения о мероприятиях формируются ещё в процессе социального расследования и обусловлены характером критериев и показателей социально опасного положения детей.
Сложность: Как показывает практика, не все субъекты профилактики в должной мере выполняют свою профилактическую работу с семьёй, и информацию в КС о результатах реализации мероприятий предоставляют крайне скупо либо вовсе не предоставляют, в связи с чем невозможно объективно оценить выполнение или невыполнение мероприятий, принять актуальное решение и предпринять эффективные меры в отношении конкретной семьи.
В ходе работы с семьёй, со стороны каждого субъекта профилактики должно быть обеспечено взаимодействие с родителями. Прежде всего, необходимо принять меры по обеспечению безопасности детей в семье, изменению ситуации в семье, в том числе в детско-родительских отношениях. Целесообразно привлечение к работе с семьёй психолога, поскольку в каждом частном случае члены семьи нуждаются в психологической помощи и коррекции. Психолог проводит индивидуальную диагностику, индивидуальную и групповую коррекцию.
В целях эффективности работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении, мероприятия по устранению критериев и показателей СОП нужно включать только индивидуальные коррекционные меры, исходя из каждой конкретной ситуации в семье.
При работе с семьями, где дети находятся в социально опасном положении, в компетенцию учреждений образования входит:
- создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
- оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки детям и их родителям;
- осуществление контроля за условиями проживания, содержания и воспитания детей;
- проведение бесед и консультаций с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности, правовое просвещение.
В ходе работы с семьёй, где дети находятся в СОП, кроме взаимодействия непосредственно с родителями, педагог социальный много контактирует с иными заинтересованными субъектами профилактики. Обычно это делает грамотный, ответственный специалист, в целях проведения более качественной и эффективной работы, ведь этого можно достичь только владея более полной информацией о семье, более разносторонними сведениями. Взаимодействуя с медицинскими работниками по месту жительства семьи, педагог социальный может владеть информацией о том, каково фактическое отношение родителей к обязанностям по уходу за своими детьми в плане их лечения, диагностики и реабилитации, насколько ответственно выполняют родители медицинские рекомендации, ведь сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач каждого родителя.
В случае присутствия в семье серьёзных жилищно-бытовых проблем, наличие которых создаёт неудовлетворительные условия проживания детей, учреждение образования, и в частности педагог социальный, при взаимодействии с сельисполкомом либо сельскохозяйственной организацией по месту жительства семьи, с учреждением-местом работы родителя может оказать содействие родителям в решении таких вопросов. Например, в случае отсутствия удовлетворительных жилищных условий детей, можно сообща организовать и реализовать такое важное дело как предоставление семье другого жилого помещения. Это может быть общежитие, социальное жильё от организации-работодателя, арендное жильё, предоставляемое по договору найма, и другие варианты, не противоречащие законодательству.
Подобные ситуации неоднократно возникали в практике социально-педагогического центра, и благодаря активной позиции специалиста, неравнодушию со стороны субъектов профилактики, оперативности и грамотном подходе к проблеме, все случаи благополучно разрешены, каждая из семей с детьми, признанными находящимися в СОП, сменила негодное жильё на удовлетворительное, то есть получила либо комнату в общежитии, либо другое жилое помещение по договору найма от местного сельского хозяйства или сельисполкома. Впоследствии, проживая в нормальных жилищных условиях, детям и их родителям уже гораздо легче справляться с иными факторами семейного неблагополучия и устранять показатели социально опасного положения.
В последние годы укрепилась тенденция по взаимодействию учреждений образования и РОВД, ЖКХ, электросетей. Так, в учреждения образования ежеквартально поступает информация о лицах, состоящих на учёте в правоохранительных органах в связи с совершением правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых отношений (фактами домашнего насилия). Педагог социальный в ходе мониторинга списков данных лиц изучает полученные сведения, выявляет семьи, где совместно с подучётными гражданами проживают несовершеннолетние, анализирует положение детей в таких семьях, и, в случае наличия фактов вредного влияния со стороны члена семьи на детей, организовывает и проводит социальное расследование. Так, в практике социально-педагогического центра неоднократно по итогам социального расследования в отношении таких семей были выявлены критерии и показатели социально опасного положения и дети были признаны находящимися в СОП.
Жилищно-коммунальное хозяйство, энерго- и газоснабжающие организации так же периодически направляют в учреждения образования информацию со списком лиц, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Педагог социальный проводит работу, направленную на выявление семей должников, где проживают несовершеннолетние дети, выходит на связь с этими семьями, проводит беседы и консультации на предмет необходимости своевременной оплаты ЖКУ и недопущения образования задолженности. Увы, и такая функция возложена на педагога социального. Делается это в целях выявления семей, где проживают лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, по причине чего игнорируют оплату жилищно-коммунальных услуг, а также в связи с чем в семье может существовать неблагоприятная для детей обстановка.
В ходе реализации мероприятий и в работе с семьями особо тесное взаимодействие существует между учреждениями образования. Если в семье имеется несколько детей, признанных находящимися в СОП, но посещающих разные учреждения образования (ясли-сад, школа, не организованные), педагоги социальные организовывают совместные посещения семей, делятся свежей, актуальной информацией в отношении семьи, что значительно влияет на качество работы с семьёй и даёт более эффективные результаты.
Необходимо помнить, что социальный педагог не администратор, раздающий указания, не контролер, выявляющий всевозможные негативы и сигнализирующий о них по инстанциям. Социальный педагог учреждения образования – специалист, компетентный в вопросах осуществления психолого-педагогических подходов в различных условиях и ситуациях, к различным категориям индивидов, групп и коллективов, способный грамотно подойти к проблеме, добиться ее правильного понимания и должного восприятия имеющих к ней отношение, способный при необходимости организовать осознанное участие в разрешении проблемы ребенка его заинтересованных близких, соответствующих профессионалов и должностных лиц. Одним из главных результатов работы социального педагога – улучшение морально-психологического состояния ребёнка, снижение отрицательных влияний на него, социальная реабилитация его ближайшего окружения.
Педагог социальный
ГУО «Социально-педагогический
центр Пинского района» А.В.Кондратюк
май 2022 г.
свернутьПеречень документов учетно-профилактического дела несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении:
Перечень документации педагога-психолога
– профилактической и просветительской;
– групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
– диагностической работы
В Пинском районе по состоянию на 16.08.2019 года в социально опасном положении находятся 57 несовершеннолетних, воспитывающихся в 24 семьях. Для обеспечения целенаправленной квалифицированной поддержки детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, деятельность педагога - психолога ориентирована на достижение следующих основных целей:
- реализация права несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение своевременной квалифицированной психолого- педагогической помощи;
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, социальная реабилитация, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям, усыновителям, опекунам и попечителям в разрешении сложных жизненных ситуаций.
Поэтапное достижение целей, стоящих перед педагогом-психологом предполагает выполнение следующих задач:
- организация индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и нуждающимся в социальной реабилитации;
- психолого-педагогическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала;
- психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;
- профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.
Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, включает:
а) выявление состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития, оптимизация данных показателей;
б) коррекция нарушений психологического здоровья ребенка;
в) психологическое просвещение, повышение уровня психологической культуры (развитие навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, целеполагания);
г) восстановление или формирование конструктивных детско-родительских отношений.
а) диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций;
б) консультирование родителей, направленное на личностный рост, отработку негативных семейных традиций, психолого-педагогическое просвещение, формирование продуктивного воспитательного взаимодействия с детьми, выработка соответствующих рекомендаций;
в) консультирование других значимых для несовершеннолетнего взрослых с целью расширения возможностей реабилитации семьи.
а) выработка рекомендаций для продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком;
б) консультации по актуальным вопросам взаимодействия с ребенком и его семьей.
Алгоритм работы педагога-психолога с семьей, дети которой находиться в социально-опасном положении:
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
2-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
3-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
4-й-этап: изучение личностных взаимоотношений в семье.
5-й этап: непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь.
6-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Этапы психологической помощи несовершеннолетним, признанным находящимся в социально опасном положении:
1-й этап: диагностика индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, определение психофизиологического состояния, исследование внутрисемейных взаимоотношений, микроклимата семьи, определение уровня тревожности, изучение интересов и склонностей детей, их статуса в группе сверстников, определение уровня враждебности и агрессии, изучение уровня готовности (склонности) несовершеннолетних к реализации различных форм отклоняющегося поведения
2-й этап: выработка рекомендаций на основании результатов диагностических данных для педагогов, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
3-й этап: проведение тренинговых и коррекционных занятий по развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений.
Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи – сохранение ребенка в семье.
Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка. Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.
Генюш С.Г., педагог-психолог ГУО "Социально-педагогический центр Пинского района"
свернуть