Памятка по сопровождению ДДСТ, ПС.

04.06.2021

ГУО «Социально-педагогический центр Пинского района»

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

по организации сопровождения детей в приемных семьях ,    детских домах семейного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                    Пригодич  Ж.И.,        

                                                                                                    педагог-психолог

 

 

 

Пинский район

2021

 

 

Методическая памятка по организация сопровождения

детей в приемных семьях, детских домах семейного типа (далее - ДДСТ).

       Сопровождение детей, воспитывающихся в приемных семьях, ДДСТ, осуществляется учреждениями образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, социально-педагогическим центром, органом опеки и попечительства.

         Ситуация в замещающих семьях, положение приемного ребенка   изучается и оценивается во время посещений семей по месту жительства, в ходе бесед с приемными родителями, родителями – воспитателями, приемными детьми, родными детьми, педагогами учреждений образования, другими заинтересованными лицами, диагностику родителей и детей в приемных семьях, ДДСТ, анализ личных дел воспитанников приемных семей по месту учебы.

СППС отслеживают:

- условия содержания, воспитания и образования ребенка

- адаптацию ребенка и семьи друг к другу

- адаптацию ребенка в школе

- внутрисемейные отношения

- эмоциональное состояние детей (в том числе родных)

- эмоциональное состояние родителей

- отношения приемного ребенка с одноклассниками

- психологический климат в семье

Методики, применяемые для изучения ситуации в замещающей семье

  1.    проективные методики:

- «Рисунок семьи» 

- «Семья животных» 

- «Семья в образах животных» 

- «Несуществующее животное» (в модификации А.Л.Венгера) 

- «Мой класс»

  1.    опросники:

- «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис) 

- «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис) 

- «Родителей оценивают дети» (И.А.Фурманов, А.А.Аладьин) 

- «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.) 

- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене и Д.Антони) 

  1. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (в модификации и адаптации Собчик Л.Н.);
  2. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» для подросткового и юношеского возраста (Волкова Е.Н.);
  3. Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н.);
  4. Тест тревожности (НИПНИ им. В.Бехтерева).

Рекомендации по оценке условий проживания и воспитания приемного ребенка

  1. Приемный ребенок должен иметь отдельное место для сна, занятий, игр, место для хранения личных вещей и школьных принадлежностей
  2. Приемный родитель не имеет права пользоваться без разрешения личными вещами ребенка либо отбирать их у него, кроме случаев, когда эти вещи представляют опасность для жизни и здоровья ребенка
  3. Помещение, в котором проживает приемный ребенок, должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (иметь необходимый уровень освещения, влажности, температурный режим, содержаться в чистоте и порядке)
  4. Не допускается проживание ребенка в тесных, непроветриваемых помещениях, не имеющих окон либо не освещенных должным образом, а также в помещениях, являющихся проходными
  5. Приемный ребенок должен свободно перемещаться по всему жилому строению

6.Не допускается использование предметов и препаратов, представляющих повышенную опасность (испорченные электроприборы и электроустройства, лекарственные препараты, химические вещества, инструменты, детали с острыми углами и т.п.), в месте проживания приемного ребенка

  1. Не допускается совместное проживание в одной комнате разнополых детей, независимо от родственных связей, разницы в возрасте, особенно в подростковом возрасте
  2. Для выполнения уроков приемный ребенок должен иметь письменный стол с настольной электролампой и другие необходимые письменно-канцелярские принадлежности
  3. Приемный ребенок имеет право приглашать в гости своих друзей, если его поведение и поведение его друзей соответствуют общепринятым нормам поведения
  4. Запрещается привлекать приемного ребенка к выполнению трудовой деятельности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками
  5. Необходимо регламентировать круг обязанностей по дому, которые приемный ребенок должен выполнять ежедневно (уборка постели, уборка своей комнаты, помощь в хозяйстве и т.д.)
  6. Приемный ребенок должен быть ознакомлен с организацией жизни в семье, знать, что можно, а что нельзя
  7. Приемный ребенок должен иметь свободный доступ к продуктам питания, средствам массовой информации, телефону
  8. В качестве наказания не допускается ухудшение условий проживания ребенка

15  Не допускается такая организация проживания ребенка в приемной семье, которая соответствует более низкому уровню, нежели организация жизни собственных детей.

Критерии оценки адаптации  ребенка в семье

  1. преобладание положительных эмоций
  2. позитивное отношение к приемной семье, доверие к ее членам
  3. адекватное восприятие просьб  и предъявляемых требований
  4. адекватное отношение к биологической семье, собственной истории, адекватная оценка своего положения  в приемной семье
  5. принятие норм и правил, существующих в семье
  6. интерес к происходящему в семье, активное участие в жизни семьи                                                

Критерии оценки адаптации семьи к ребенку

  1.    преобладание положительного эмоционального фона
  2.    адекватное восприятие поведения ребенка
  3.    понимание проблем приемного ребенка и собственных проблем
  4.    достаточное внимание и родным, и приемным детям

Критерии оценки психологического климата в приемной семье

  1.    доброжелательное отношение членов семьи друг к другу
  2.    чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности
  3.    ответственность членов семьи друг за друга
  4.   стремление проводить свободное время в домашнем кругу, вместе выполнять домашнюю работу.

Работа педагога-психолога с приемными детьми

    Наиболее типичными проблемами детей, воспитывающимся в приемной семье являются последствия эмоциональной депривации, сложности социализации в новых условиях, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отсутствие коммуникативных навыков и т.д.  Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отверженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п., цель подобного поведения- привлечь к себе внимание.

        От педагога-психолога при работе с данной категорией детей требуется умение расположить к себе ребенка, войти к нему в доверие, умение слушать и слышать, быть для него не только педагогом, но и другом, который всегда выслушает, поймет и поддержит.

   Реабилитация детей осуществляется согласно полученным результатам диагностики и составленного индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. Реабилитационная работа может проводиться в двух вариантах: психотерапевтическая и социально-психолого-педагогическая. В учреждениях образования больше внимания уделяют второму варианту. 

      Социально-психолого-педагогическая работа призвана корректировать, прежде всего, те ценности, поведение черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию учащегося (воспитанника) и может осуществляться через:

-работу с социальным окружением ребенка;

-работу с социально-психологическим статусом через референтную группу;

-работу по формированию для ребенка адекватной референтной группы;

-привлечение ребенка и его родителей к участию в заседаниях клубных объединений;

-консультативную и просветительскую работу с ребенком и его родителями и др.

     В случае, если возникают сложности с адаптацией приемного ребенка в учреждения образования в обязательном порядке информирует специалистов отдела образования, ГУО «Социально-педагогический центр Пинского района » для организации дополнительной помощи замещающей семье в адаптации приемного ребенка.

          После проведения совместных профилактических мероприятий со стороны всех заинтересованных учреждений и организаций, при отсутствии положительного результата будет решаться вопрос о дальнейшем жизнеустройстве ребенка в установленном порядке.

Взаимодействие учреждений образования в работе с замещающими родителями. 

Сотрудничество педагога-психолога учреждений образования в работе с замещающими семьями должно быть одним из обязательных шагов в этом направлении.     

В случаях:

-перехода несовершеннолетнего из дошкольного учреждения в учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования;

-перехода из одного учреждения образования в другое;

-перемены места жительства семьи несовершеннолетнего;

педагоги СППС учреждения образования обязаны подготовить информацию для уведомления и передать ее педагогам СППС того учреждения, куда переходит ребенок для дальнейшего обучения.