Помощь педагогам

Планирование и документирование психолога–педагогического сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении

22.08.2019
развернуть

Перечень документов учетно-профилактического дела несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении:

  1. Титульный лист
  2. Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении.
  3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
  4. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
  5. Выписка из протокола заседания КС.
  6. Педагогическая характеристика.
  7. Психологическая характеристика.
  8. Коррекционная карта.
  9. Выписка из психологического заключения.
  10. Индивидуальная диагностическая карта.
  11. Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятных для детей обстановки.
  12. Ежеквартальные отчёты о проделанной работе с семьёй и выполнению мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятных для детей обстановки.
  13. Копии запросов, ходатайств, постановлений КС.
  14. Переписка с заинтересованными сторонами, иная информация, свидетельствующая о проделанной работе по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  15. Результаты изучения близкого окружения ребенка (Ф.И.О. возраст, родственные связи, адрес и телефон).
  16. Иные сведения необходимые для оценки положения детей в семье (при необходимости).

Перечень документации педагога-психолога

  1. Должностная инструкция.
  2. График работы.
  3. План работы на четверть (месяц /семестр/полугодие).
  4. Документы сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, психолого-педагогическая диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. При реализации диагностического направления специалисты хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, информацию по итогам проведения исследований.
  5. Журнал учёта работы по разделам, отражающим основные направления деятельности:

– профилактической и просветительской;

– групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

– диагностической работы

  1. Психологические характеристики.
  2. Психологические заключения.
  3. Протоколы диагностических обследований, бесед и др.
  4. Карта (история развития).
  5. Коррекционная карта .
  6. Отчеты и аналитические материалы о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.
  7. Перечень психологических методик используемых в работе.

  В Пинском районе по состоянию на 16.08.2019 года в социально опасном положении находятся 57 несовершеннолетних, воспитывающихся в 24 семьях. Для обеспечения целенаправленной квалифицированной поддержки детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, деятельность педагога - психолога ориентирована на достижение следующих основных целей:

 - реализация права несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение своевременной квалифицированной психолого- педагогической помощи;

- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, социальная реабилитация, изменение их статуса в семье, коллективе сверстников, обществе;

- оказание психолого-педагогической помощи родителям, усыновителям, опекунам и попечителям в разрешении сложных жизненных ситуаций.

 Поэтапное достижение целей, стоящих перед педагогом-психологом предполагает выполнение следующих задач:  

- организация индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и нуждающимся в социальной реабилитации;

- психолого-педагогическое обеспечение конструктивного развития личности несовершеннолетнего, укрепление его психологического здоровья, социальной адаптации, профессионального самоопределения и реализации творческого потенциала;

- психологическое просвещение несовершеннолетних, родителей или лиц, их замещающих, педагогов;

- профилактическая, коррекционная и консультативная работа с несовершеннолетними и членами их семей по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.

  Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, включает:

  1. Диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с несовершеннолетними:

а) выявление состояния психологических характеристик, критериев возрастной нормы развития, оптимизация данных показателей;

б) коррекция нарушений психологического здоровья ребенка;

в) психологическое просвещение, повышение уровня психологической культуры (развитие навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, целеполагания);

г) восстановление или формирование конструктивных детско-родительских отношений.

  1. Диагностическую и консультативную работу с членами семьи несовершеннолетнего, другими значимыми для него взрослыми:

а) диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, воспитательных установок родителей, характера семейных дисфункций;

б) консультирование родителей, направленное на личностный рост, отработку негативных семейных традиций, психолого-педагогическое просвещение, формирование продуктивного воспитательного взаимодействия с детьми, выработка соответствующих рекомендаций;

в) консультирование других значимых для несовершеннолетнего взрослых с целью расширения возможностей реабилитации семьи.

  1. Консультативную работу с педагогами:

а) выработка рекомендаций для продуктивного воспитательного взаимодействия с ребенком;

б) консультации по актуальным вопросам взаимодействия с ребенком и его семьей.

   Алгоритм работы педагога-психолога  с семьей, дети которой находиться в социально-опасном положении:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

2-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

3-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

4-й-этап: изучение личностных взаимоотношений в семье.

5-й этап: непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь.

6-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

  Этапы психологической помощи несовершеннолетним, признанным находящимся в социально опасном положении:

1-й этап: диагностика индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, определение психофизиологического состояния, исследование внутрисемейных взаимоотношений, микроклимата семьи, определение уровня тревожности, изучение интересов и склонностей детей, их статуса в группе сверстников, определение уровня враждебности и агрессии, изучение уровня готовности (склонности) несовершеннолетних к реализации различных форм отклоняющегося поведения

2-й этап: выработка рекомендаций на основании результатов диагностических данных для педагогов, родителей, а также составление планов индивидуальных коррекционных занятий с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

3-й этап: проведение тренинговых и коррекционных занятий по развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, коррекция детско-родительских отношений.

   Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи – сохранение ребенка в семье.

     Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка. Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.

Генюш С.Г., педагог-психолог ГУО "Социально-педагогический центр Пинского района"

свернуть